МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ В ПАРЕ ПОВЕРХНОСТНО И ОБЪЕМНО МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ЭЛАСТОМЕР – МЕТАЛЛ
Резюме:
Resume:
Рассмотрены теоретические подходы к улучшению антифрикционных характеристик резин за счет применения оптимального сочетания методов их объемной и поверхностной модификации. Первая модель предполагает формирование сеточно-связанной системы ингредиентов в виде шарообразных частиц с низким коэффициентом трения, внедренной в поверхностный (в том числе модифицированный) слой эластомера. Показано, что в этом случае под действием нормальной нагрузки возникают области пониженного трения, которые уже при незначительной поверхностной концентрации шарообразных частиц приводят к существенному снижению общего коэффициента трения скольжения поверхностно модифицированного эластомера. Вторая модель предполагает введение в поверхностные слои эластомера системы нано- и микрокапсул, включающих фторсодержащие и иные антифрикционные компоненты в жидкой фазе. В этом случае в состоянии покоя исключается потеря антифрикционного компонента за счет миграционных процессов, а в условиях работы узла трения происходит дозированное в зависимости от нагрузки разрушение микрокапсул и выход смазки на поверхность.
Ключевые слова: антифрикционные свойства, коэффициент трения, математическое моделирование, эластомер, металл.
№4 -2009 г.
Авторы:
Authors:
В. Г. Назаров, М. В. Гагарин, В. П. Столяров, Л. А. Евлампиева, В. А. Баранов
e-mail: nazarov2@mtu-net.ru
MODELLING OF PROCESSES OF SLIDING FRICTION IN PAIR METAL – ELASTOMER, WHICH IS SUPERFICIALLY AND VOLUMETRICALLY MODIFIED
Резюме:
Resume:
Theoretical approaches to improvement of antifrictional characteristics of rubbers through application of an optimal combination of methods of rubber volumetric and superficial modification are considered. The first model assumes formation of the netting-connected system of ingredients in the form of spherical particles with the low friction coefficient, implanted in superficial (both modified and not modified) layer of elastomer. It is shown, that in this case under action of normal loading there are areas of the depressed friction which even at insignificant superficial concentration of spherical particles result in to essential decrease in the general friction coefficient of sliding of superficially modified elastomer. The second model assumes injecting into the surface layers of elastomer the system of nano- and the microcapsules, which include fluorinated and other antifrictional components in a fluid phase. In this case at rest condition the loss of an antifrictional component is eliminated due to migratory processes. While operation of unit of friction there is a destruction of microsheaths and a discharge of lubricant to the surface, depending on loading.
___________________________________________________________
Keywords: antifrictional properties, friction coefficient, mathematical modelling, elastomer, metal.
___________________________________________________________№4 -2009
Авторы:
Authors:
V. G. Nazarov, M. V. Gagarin, V. P. Stolyarov, L. A. Evlampieva, V. A. Baranov
e-mail: nazarov2@mtu-net.ru